1889 год. Вместе со своими сверстниками я был принят в Тифлисское реальное училище. Вскоре в нашу группу приняли еще одного ученика, который с первого же знакомства расположил нас всех к себе. Внимательный и чуткий, он старался во всем помочь товарищам. Это был Степан Шаумян.
Молодой Шаумян выделялся среди всех своей начитанностью и обширностью знаний. Особенно он увлекался трудами Белинского, Чернышевского, Добролюбова и их последователя Микаэла Налбандяна.
Шли годы. Мне пришлось учиться в Баку, Петербурге, затем в Варшавском университете. Но где бы я ни был, всюду слышал имя Степана Шаумяна, ставшего уже настоящим пролетарским революционером.
Хотя и много времени прошло с тех пор, как я расстался с Шаумяном, но вера в то, что вновь увижу своего друга детства, не покидала меня. И этот день настал. Свидеться со Степаном Георгиевичем мне посчастливилось в Баку.
Возвращаясь однажды с работы, я обратил внимание на человека, идущего мне навстречу. Своим внешним видом и быстрой походкой он напоминал кого-то из знакомых. И я не ошибся. Это был Степан Шаумян.
Как старого друга он обнял меня и стал расспрашивать о моей жизни, работе. И в каждом заданном мне вопросе чувствовалась забота о человеке. Много интересного рассказал в этот вечер у себя на квартире Шаумян о своей жизни, вспомнили товарищей по учебе. Мы договорились встретиться в ближайшее же время.