«Теоретик» не проводил резкой границы между положением армян и соседних народностей, с которыми армяне разделяют общую политическую судьбу и хозяйственный быт которых почти одинаков с бытом армян.
В процессе своих занятий «Теоретик» пришел к определенным положениям: по национальному вопросу вообще и по армянскому вопросу в Турции и России в частности. Он считал, что революционные стремления русских армян должны осуществляться не за пределами России — в Турции, а в самой России. Как всем народам России, так и армянскому необходимо политическое и экономическое освобождение, а к этому освобождению ведет борьба народных масс против самодержавия и эксплуатирующих классов. Так называемая национальная вражда, особенно раздуваемая в Закавказье, является плодом борьбы между собой господствующих классов различных национальностей, между тем как экономические и политические интересы широких масс этих же национальностей — одни и те же. И если эта общность интересов недостаточно осознана массами, то только благодаря, во-первых, темноте, в которой находятся народные массы, а во-вторых, благодаря тому, что национальный антагонизм всячески поддерживается буржуазией и бюрократией как фактор, не позволяющий массам сплоченно бороться против эксплуатации.