Студенческие годы Степана Шаумяна в России охватывают время с 1898 по 1902 год. Пробыв на химическом отделении Рижского политехникума один год, Шаумян должен был по личным обстоятельствам уехать на родину, в Тифлис. Осенью 1900 года он вернулся в Ригу и вновь поступил в Политехникум.
К этому времени относится мое знакомство с ним. Познакомился я с Шаумяном в землячестве армян-студентов. Здесь около Шаумяна — Степы, как мы называли его в своем тесном кружке,— образовалась небольшая группа, решившая, по предложению Степы, отойти от землячества, не порывая, однако, с ним, чтобы серьезно заняться общественно-политическими вопросами. Одна из главных задач, которые группа ставила перед собой, определялась Степой как изучение национального вопроса с научной стороны. По предложению Степы группа была названа «Теоретиком». И в этом «Теоретике» Степа занял центральное место.
Его критический и пытливый ум, наблюдательность, отзывчивость и искренность сделали его вдохновителем и любимцем «Теоретика». Степа пришел к нам с хорошей подготовкой. Еще до поступления в высшую школу он прошел через ученические политические кружки. Личное знакомство с деятелями... освободительного движения дало ему возможность основательно изучить программу и тактику армянских революционных партий.