К врагам пролетариата он относился беспощадно, а к единомышленникам — сердечно, проявляя невиданную мягкость; ошибающихся бичевал открыто, жестко, а исправившихся выслушивал без злобы и без следов гнева, окружая вниманием именно новых единомышленников, дорожа ими и перевоспитывая их в духе марксизма и интернационализма. Очень скромный в личной жизни, он часто довольствовался самым малым. Происходил он из бедной семьи и с раннего детства сильно реагировал на нужду, эксплуатацию и ростовщичество.
С. Шаумян не мог пройти мимо общественных и политических настроений армянской среды: он очень много рассказывал о «левых» сдвигах в среде армянской интеллигенции. Он был в дружбе с выдающимся пролетарским писателем Акопом Акопяпом, великим армянским поэтом Ованесом Туманяном. Он их любил и буквально зачитывался их произведениями. Он очень ценил Горького, отзываясь о нем как о великой писателе, и перевел на армянский язык его рассказ «Однажды осенью».
Революционное движение начала 1900-х годов, охватившее и рижский пролетариат, новая студенческая среда -- все это благоприятствовало росту политического сознания Шаумяна, укрепляло его марксистское мировоззрение. Вокруг него еще тогда сгруппировался кружок из наиболее идейных студентов. Этот кружок под названием «Теоретик» (куда вошел и я) насчитывал 10 человек и ставил целью изучение теоретической основы революционного движения в различных странах (Чехословакии, Финляндии, Ирландии, угнетенных народов России и султанской Турции).