сыворотка для роста ресниц
10 августа 1900 года мне пришлось оставить учение в Петербургском институте по независящим от меня обстоятельствам: директор института Керн вызвал меня к себе и посоветовал «выехать» незамедлительно из города, так как по имеющимся из жандармского управлении сведениям я причислен к неблагонадежным элементам, которым грозит расправа. Приехал я в Ригу — столицу теперешней Латвии, где и поступил в политехнический институт на технологическое отделение.
Рижское студенчество до 1900 года почти не было охвачено революционным настроением, которое царило в Петербурге, Москве, Баку и других крупных промышленных центрах России. Часть студенчества Риги входила в корпорации или землячества по национальному признаку, остальная масса не входила ни в какие общества.
Одним из таких землячеств было армянское землячество «Севан», которое на чужбине группировало вокруг себя всех студентов-армян. В то время оно насчитывало 45 человек.
В начале сентября в кружке «Севан» и произошла моя первая встреча с С. Г. Шаумяном, когда я явился туда записаться членом землячества. Мы сразу подружились. Шаумян произвел на меня неизгладимое впечатление: выше среднего роста, с черными как смоль волосами, зачесанными назад, голубыми с блеском глазами, окаймленными черными ресницами, с черной негустой бородкой и тонкими усами. Его голос звучал спокойно и мягко, а во время бесед и дискуссий — убедительно.