Помнится мне его выступление в Тутовской гимназии. Он убедительно и резко критиковал линию меньшевиков эсеров, дашнаков и завоевал симпатии большинства присутствующих. Бессильны были в своей злобе меньшевики, эсеры и дашнаки, разбитые наголову стальной, несокрушимой логикой Шаумяна. Особенно приходили в ярость дашнакские маузеристы, готовившиеся оружием расправиться с ним. Но, заметив это, товарищи окружили его и благополучно проводили домой.
Когда вышла в свет книга В. И. Ленина «Удержат ли большевики государственную власть?», Шаумян прочел доклад в Техническом училище на Станиславской улице. Происходило что-то невероятное. Тысячи людей, собравшись у здания училища, требовали впустить их. Но зал был набит и пол мог не выдержать дополнительной нагрузки. Сколько ни просили, ни убеждали людей разойтись, они не расходились. Толпа ломилась в двери и кричала: «Пускай даст слово, что завтра для нас выступит». Эсеры, меньшевики и дашнаки (Садовский, Айолло и др.) выступили против Шаумяна. Надо было видеть в тот момент спокойное, невозмутимое выражение лица Степана.
Во время выступления против Шаумяна многие волновались, вставали с мест, подавали реплики. Чтобы успокоить их, Степан встал с места, поднял руку и твердо произнес: «Спокойно, товарищи, внимательно слушайте наших врагов я им всем дам должный ответ». И действительно, в заключительном слове Шаумян дал всем им достойную отповедь.
Насколько Степан был мягким к семье и товарищам, настолько он был беспощаден к идейным врагам.