Впервые я встретилась со Степаном Шаумяном в 1896 году в Тифлисе, когда он был учеником реального училища. Мой старший брат — профессиональный революционер Габо Садатян, привел его однажды к нам домой и познакомил нас. После краткой беседы Шаумян предложил мне участвовать в работе женского кружка, в котором состояла его сестра Наташа (впоследствии жена Рубена Даштояна). Этот кружок собирался у них дома, имел своего пропагандиста, который раз в неделю проводил занятия. Члены кружка занимались также рукоделием, устраивали платные вечера и все средства целиком отдавали организации.
В то время Шаумян проживал в Тифлисе в доме № 4 по Боткинской улице, где мы обычно собирались. Со времени моего знакомства с ним прошло более 70 лет, но и сейчас вижу перед собой его лучистые голубые глаза, слышу его бархатный голос и помню его ученический головной убор с желтой каймой.
В связи с замужеством в 1897 году я переехала из Тифлиса в Красноводск (Закаспийский край), а затем в Ташкент. Вновь я встретилась с Шаумяном, после долгого перерыва, по возвращении в Тифлис в 1906 году. Это был уже не ученик, а вполне оформившийся большевик, вооруженный марксистско-ленинской теорией.
В те годы в Тифлисе издавалась газета «Кайц» («Искра») — орган социал-демократической рабочей партии. Шаумян был одним из руководителей этой газеты. В газете активно сотрудничали также выдающиеся большевики Сурен Спандарян, Мушег Тирацян, поэт Акоп Акопян, С. Касьян, С. Ханоян, А. Ерзинкян, А. Кахоян («Рабочий Хечо»), П. Мнацаканян («Пьер») и другие товарищи.