По окончании реального училища мы разъехались. Шаумян — в Ригу, я — в Петербург. Революционная студенческая среда оказала большое влияние на Шаумяна и его товарищей. Она дала им марксистское мировоззрение и помогла вступить в революционное движение. Уже в Риге Шаумян работал и подпольной организации среди латвийских рабочих. С этого времени он окончательно овладел своей «стихией» — своей заветной мечтой.
Живя в Риге, Шаумян приезжал в Петербург по делам студенческой организации. Помню, как он после съезда студентов в Риге повторял последнюю фразу выпущенного съездом воззвания: «Наше кредо — социализм».
В те годы Шаумян всецело окунулся в революционную деятельность. Здесь, в этих коротких строках, я хотел поделиться с читателями частью своих воспоминаний и коснуться того возраста Шаумяна, когда он был еще в периоде становления.
Степан Шаумян был обаятельной личностью. Даже те, которые имели с ним короткие встречи, отмечают это. Шаумян был наделен ценным качеством революционера-большевика — он был окружен любовью масс. Это выразилось особенно в 1917 году, когда бакинский пролетариат встречал его, освобожденного Февральской революцией, из ссылки. Эта встреча превратилась в многолюдную демонстрацию. Имя Степана Шаумяна бессмертно в сердцах советского народа. Страницы истории сохранят навеки это славное имя.